ОТ «РЫНКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ УСЛУГ В МВД ДО ЗАКОНА «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — ПЕРПЕКТИВЫ ЧАСТНОГО СЫСКА В УКРАИНЕ

Еще совсем недавно в оперативных подразделениях МВД, СБУ, ДФС за определенную денежную сумму без особых трудностей можно было заказать абсолютно любую услугу – от информации (справки) на физическое/юридическое лицо до наружного наблюдения и «прослушки». Подобная ситуация создала две основных проблемы: 1) рост преступности наряду с низким уровнем раскрываемости преступлений и 2) невозможность законодательного урегулирования частной розыскной деятельности в Украине. В первом случае правоохранительные органы зачастую отказывались «бесплатно» заниматься раскрытием преступлений (исключение составляют лишь резонансные уголовные правонарушения такие, как убийства, разбойные нападения на объекты, террористические акты и т.д., т.е. те, которые стоят на контроле в министерствах), ссылаясь то на отсутствие бумаги, то на нехватку бензина, то на загруженность более важными материалами… Результатом такой «работы» становилось то, что уголовное производство, перейдя в разряд «фактовых дел» (дела, в которых не удалось установить лицо, совершившее преступление — приостанавливаются по ст. 280 УПК) отправлялось пылиться на полках в архиве — и это в лучшем случае. В основном же заявитель получал копию постановления о том, что в соответствие с ч. 2 ст. 11 УК (малозначительность уголовного правонарушения) и п. 2 ч. 1 ст. 284 УПК (отсутствие в деянии состава уголовного правонарушения) уголовное производство было закрыто… В свою очередь, безнаказанность преступников привела к тому, что преступления стали обычным явлением в государстве.

Так, в соответствие с официальной статистикой МВД Украины в 2015 году было совершено 565,182 уголовных правонарушений, из них раскрыто (направлено в суд с обвинительным актом) всего 163,795 (29%) уголовных производств. В 2016 году было зарегистрировано 592,604 уголовных правонарушений, направлено в суд с обвинительным актом лишь 138,330 (23%) уголовных производств. В 2017 году зарегистрировано 523,911 уголовных правонарушений, направлено в суд с обвинительным актом 176,919 (33%) уголовных производств. Иными словами, в период с 2015 года по 2017 год процент раскрываемости составлял в среднем 28% от общего числа зарегистрированных уголовных правонарушений.

Ужасающая цифра – 72% нераскрытых преступлений! О какой защищенности населения в Украине можно говорить? Борясь с внешними угрозами, наши правоохранительные органы не обращали внимания на внутренние…Повсеместная коррупция, «кумовство» в органах государственной власти, безответственность и слабоволие чиновников тормозили развитие всех сфер жизни нашего общества, разрушая государственный строй изнутри.

Во второй половине 2018 года начале 2019 года, с приближением очередных президентских выборов в стране вдруг начали происходить позитивные изменения – чиновники опомнились и дружно принялись латать дыры в насквозь прогнившем корабле под названием «ВЛАСТЬ» всеми имеющимися средствами и способами. Правда, не желая нести ответственность за свои деяния – коррупцию, и связанные с ней должностные преступления, большие начальники попросту начали «сливать» своих подчиненных – от замов до рядовых сотрудников. Украину захлестнула волна громких задержаний и арестов. В СМИ то и дело сообщалось об очередном разоблачении «оборотней» в погонах и других нечистых на руку чиновников.

Итак, очередь дошла и до правоохранительных органов, в частности МВД, СБУ и ДФС. Так, например, в феврале 2019 года в Киеве задержали группировку, которую возглавлял 47-летний полковник полиции – бывший глава одного из департаментов МВД. Будучи на пенсии, он наладил «бизнес», незаконно вмешиваясь в работу автоматизированных систем МВД и НПУ. Так он получал информацию, доступ к которой ограничен. Полковник полиции в отставке понимал, что без помощи действующих сотрудников полиции он не получит доступ к закрытой информации. Поэтому привлек к своим планам специалистов из числа сотрудников НПУ, осуществляющих обслуживание ведомственных баз. «Завербованные» сообщники предоставили экс-коллеге доступ к конфиденциальным сведениям о гражданах Украины, а дальше он продавал их коммерческим структурам.

«Клиентами» полковника были службы безопасности и персонал коллекторских контор, крупные частные предприятия, банковские учреждения. Одних интересовали сведения при приеме людей на работу, других – адреса фактического проживания кредиторов или должников, третьих – персональные данные работников правоохранительных органов.

За вырученные деньги полковник приобрел 9 квартир, которые сейчас сдает в аренду. Часть из них была куплена еще до выхода на пенсию (то есть утечка конфиденциальной информации осуществлялась и во время его пребывания на службе в органах).

https://www.segodnya.ua/kiev/kaccidents/v-kieve-policeyskie-torgovali-informaciey-iz-bazy-dannyh-nacpolicii-i-mvd-1224346.html

Сотрудники СБУ также разоблачили ряд схем сбыта и получения информации с ограниченным доступом из автоматизированных систем таможни ДФС «Инспекор-2006». Так, например, в августе 2017 года в Сумах правоохранители задержали старшего налогового инспектора при попытке продажи конфиденциальной базы данных. В мае 2019 года в Хмельницком был задержан сотрудник спецподразделения НПУ КОРД, занимавшийся сбытом информации с ограниченным доступом «Инспектор-2006». В это же время в Одессе сотрудниками СБУ был установлен факт систематического сбыта организованной группой, в которую входил госинспектор Одесской таможни, информации, которая находится в автоматизированной системе таможенного оформления «Инспектор-2006».

https://www.segodnya.ua/kiev/kaccidents/v-kieve-policeyskie-torgovali-informaciey-iz-bazy-dannyh-nacpolicii-i-mvd-1224346.html

https://www.rbc.ua/ukr/news/sbu-zaderzhali-tamozhennikov-prodazhu-informatsii-1558270883.html

https://ua.interfax.com.ua/news/general/586655.html

На сегодняшний день узнать информацию такого рода, как серия/номер паспорта и идентификационный код физического лица, не имея на то законных оснований, затруднительно даже самим сотрудникам правоохранительных органов, так как вход в автоматизированную информационную систему (АИС) тщательно отслеживается отделом внутренней безопасности того или иного ведомства.

Результаты плодотворной работы правоохранительных органов отображает статистика МВД Украины, в соответствие с которой в 2018 году было зарегистрировано 487,133 уголовных правонарушений, что на 7% меньше чем в предыдущем году. При этом процент раскрываемости вырос с 28% до 35,5%. 

Но самое интересное – сколько стоят оперативно-розыскные услуги или негласные следственные (розыскные) мероприятия на «черном» рынке? В июле 2015 года начальник отдела Управления оперативных служб (УОС) ГУ МВД Украины в Киевской области предложил гражданскому лицу за определенное денежное вознаграждение услуги по негласному сбору и обработке информации на отдельных граждан Украины. В перечень предлагаемых услуг входило: 1) снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей (информация относительно соединений между абонентскими номерами мобильных операторов стоила от 600 $ за один номер; «прослушивание» частных переговоров между абонентами мобильной связи– от 2800 $ в сутки за один номер); 2) аудио-, видеоконтроль лица («наружное наблюдение» – от 50 $ в час за одного человека). Вот вам и приблизительные расценки на услуги подобного рода. По данному факту было открыто уголовное производство, а начальник отдела УОС был привлечен к уголовной ответственности [фото фрагмента из ЕРСР внизу статьи].

Конечно же стоит отметить, что в связи с вышеуказанными событиями и недавней сменой власти в Украине добыть информацию с ограниченным доступом, заказать «наружку» или «прослушку» у правоохранителей стало намного сложнее, а для тех, кто не имеет устоявшихся связей в определенных силовых ведомствах – практически невозможно. Но, как говорится, всё дело в цене вопроса! По сути, все осталось по-прежнему. В разы возросла лишь стоимость информации (услуг), усложнился механизм ее получения и значительно сузился круг поставщиков и покупателей.

Таким образом, нанеся существенный урон незаконной торговле информацией с ограниченным доступом, ужесточив контроль за оперативно-розыскной деятельностью, органы государственной власти в Украине сыграли на руку частной розыскной деятельности, которая долгие годы ожидает возможности получить законодательное регулирование.

Начиная с 1992 года в Украине было разработано и представлено на голосование более 20 законопроектов, регулирующих порядок организации и осуществления частной детективной деятельности. Наиболее удачными оказались два последних проекта законов «О частной детективной (розыскной) деятельности» — № 3726 от 28.12.2015 г. и № 10024 от 08.02.2019 г. Однако первый из них так и не преодолел вето Президента Украины, а второй, получив положительное заключение Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, ждет голосования в Аппарате Верховной Рады Украины.

Известно, что одной из причин торможения законотворческого процесса в Украине и замораживания целого ряда полезных законопроектов многие годы является лоббирование олигархическими кланами собственных интересов в парламенте. Однако, учитывая то, что наша страна сегодня имеет в большинстве своем обновленный парламент, состоящий из представителей разнообразных профессий и слоев населения, которые впервые получили депутатские мандаты, у нового законопроекта «О частной детективной (розыскной) деятельности» есть прекрасные шансы получить большинство голосов в обоих чтениях.

Развитие в Украине частной детективной деятельности положит конец незаконному обогащению должностных лиц в правоохранительных органах, так как потребность в их услугах постепенно сведется на нет. Как гласит основной закон экономики, спрос рождает пропозицию. При этом спрос будет как раз на безопасные и более дешевые для заказчика частные детективные услуги, результат которых можно будет использовать в том числе и в суде.

В перспективе, помимо реестра частных детективов, прописанного в законопроекте, следует также внести изменения в Уголовный процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Украины в части получения субъектами частной детективной деятельности статуса участника уголовного/гражданского процесса. Кроме того, необходимо разработать и принять совместно с МВД / Национальной полицией Украины и ДФС Украины соответствующие приказы и инструкции по организации и ведению единой автоматизированной базы данных «Детектив» (АБД «Детектив»), в которой хранилась и накапливалась бы информация о лицах, привлекавшихся к уголовной и административной ответственности, угнанном автотранспорте, похищенных номерных вещах, лицах, пропавших без вести и т.д. Отдельно в АБД «Детектив» хранилась бы информация о фактах уголовных и административных правонарушений, выявленных во время проведения частных розыскных мероприятий.

ОТ "РЫНКА" ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ УСЛУГ В МВД ДО ЗАКОНА "О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" - ПЕРПЕКТИВЫ ЧАСТНОГО СЫСКА В УКРАИНЕ

В общем, можно с уверенностью сказать, что у частной розыскной деятельности в Украине большое будущее. При этом, стоит всегда помнить, что успешное предупреждение большинства преступлений и эффективная правоохранительная деятельность в целом невозможны без широкого участия общественности. Вопрос противодействия преступности, обеспечения правопорядка и общественной безопасности должен стать делом не только государства, но и гражданского населения.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх